Вслед за
национализацией крымского имущества, принадлежавшего Украине,
собственников начинают менять и активы, которыми владел частный
украинский бизнес. В понедельник произошел силовой захват керченского
судостроительного завода "Залив" Константина Жеваго. Новые менеджеры, по
данным "Ъ", связаны с бизнесменами из Татарстана.
В понедельник вечером министерство информации
и связи Крыма распространило сообщение керченского судостроительного
завода "Залив", в котором говорилось, что украинский бизнесмен
Константин Жеваго "отстранен от руководства" верфью. В заявлении
утверждалось, что господин Жеваго незаконно завладел акциями "Залива",
но теперь "все схемы воровства известны, в ближайшее время Жеваго и его
подручными займутся правоохранительные органы". В тот же вечер ИТАР-ТАСС
сообщило, что "рабочие и отряд крымской самообороны не пустили на
территорию предприятия ряд руководителей", в том числе и директора по
маркетингу завода Валерия Белозерова
Но вчера ОАО "Керченский судостроительный
завод "Залив"" сообщило, что "руководство и акционеры" заявляют о
"рейдерском захвате предприятия" 24 августа "подставным" московским ООО
"Судостроительный завод "Залив"" "при силовом участии крымской
самообороны". ОАО заявило, что "захватчики оказывали давление на
директора" компании и пытались "принудить" заключить договор аренды с
этим ООО. Кроме того, ОАО "Залив" заявило, что в понедельник на собрании
коллектива "представитель" татарского Зеленодольского завода имени
А. М. Горького Андрей Жердев "представил себя в качестве директора ООО и
сообщил, что общество взяло в долгосрочную аренду все производственные
мощности". Зеленодольский завод входит в один из крупнейших холдингов
Татарстана "Ак Барс". По данным "СПАРК-Интерфакс", ООО "СЗ "Залив"" было
зарегистрировано в Москве 12 августа, его гендиректором является Андрей
Жердев.
Министр промышленной политики Крыма Андрей
Скрынник сообщил вчера "Ъ", что правительство "не может вмешиваться" в
спор между акционерами. "Есть письмо коллектива завода "Залив" в
правоохранительные органы, где они обвиняют главного акционера в скупке
акций, которые принадлежали работникам, по заниженной цене,— сказал
господин Скрынник. - Данных о том, что там рейдерский захват, у нас
нет". По его словам, предприятие перерегистрировалось в России, но
управляется "неэффективно": задерживается зарплата, завод загружен
заказами на 5%
Андрей Скрынник рассказал, что в покупке
предприятия заинтересованы "несколько российских инвесторов". Валерий
Белозеров заявил "Ъ", что завод "захвачен" бойцами "крымской
самообороны" и людьми, назвавшимися представителями Зеленодольского
завода. По его мнению, "с помощью крымской власти решили "отжать"
завод". Связаться с Константином Жеваго вчера не удалось. Источник,
близкий к нему, сообщил "Ъ", что "действия рейдеров будут обжалованы в
судах РФ и международных инстанциях".
Несколько источников "Ъ", знакомых с
ситуацией, подтвердили "Ъ", что ""Заливом" заинтересовались
судостроители из Татарстана". "Это очень хороший актив с большим сухим
доком и компетенциям по строительству танкеров, буровых платформ",—
говорит один из них.
Судостроительный завод "Залив" строит
танкеры, буровые платформы, контейнеровозы и химовозы, заказчики —
норвежские и голландские компании. Есть компетенции по строительству
судов ледового класса и военных кораблей. С 2006 года завод входит в
холдинг "АвтоКрАЗ", который объединяет индустриальные активы группы
"Финансы и кредит" Константина Жеваго.
По словам собеседников "Ъ", "наиболее
очевидным инвестором" для "Залива" могла стать государственная
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). "Но сложилось понятийное
решение, что завод может загрузить заказами бизнес из Татарстана, а
управление активом возьмет на себя Зеленодольский завод",— уверяет один
из источников "Ъ". Он считает, что "участие бизнеса из Татарстана может
быть обусловлено и политическими мотивами". "Позиция крымских татар по
присоединению Крыма к России была одной из ключевых проблем, и
руководство Татарстана приняло активное участие в урегулировании
ситуации",— добавляет он. Глава Татарстана Рустам Минниханов несколько
раз посещал Крым и во время одного из визитов заявил, что готов стать
"связующим звеном" между крымскими татарами и правительством РФ. В
пресс-службе Зеленодольского судостроительного завода вчера подтвердили
"Ъ", что "интерес к керченскому судостроительному заводу есть".
"Планируем размещать там заказы, ведем переговоры об этом",— отметили в
пресс-службе. В ОСК ситуацию не комментируют.